Реальное время от заселения лесного участка короедом-типографом до начала санитарной рубки может исчисляться годами

22.11.2012г

Лесной форум Гринпис России сообщает о том, что председатель комитета лесного хозяйства Московской области Е.С. Трунов подготовил доклад о ситуации с подмосковными лесами для прошедшего 19 ноября 2012 года в Государственной Думе "круглого стола" на тему "Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации". Доклад не только содержит официальные данные о ситуации с лесами и предпринимаемых областными властями действиях, но и отражает уровень понимания ситуации этими самыми властями, отмечает Лесной форум Гринпис России.

Вот несколько весьма характерных примеров. В докладе говорится, что "в защитных лесах (а в Московской области земли лесного фонда на 100% относятся к защитным), как известно, запрещено применение химических и биологических способов борьбы с болезнями и вредителями лесов". Далее Трунов обосновывает необходимость разрешения применения биологических препаратов для защиты лесов Подмосковья. Однако, на самом деле статьи 104 и 105 Лесного кодекса РФ запрещают применение для защиты лесов в водоохранных, лесопарковых и зеленых зонах только токсических химических препаратов - а никакого запрета на применение биологических препаратов не содержат. Для остальных категорий защитных лесов законодательство не содержит и этих ограничений.

В докладе говорится, что "сейчас происходит практически неконтролируемый перевод лесных земель в земли населенных пунктов, который производится без участия Правительства Российской Федерации, что не обеспечивает реализацию принципа сохранения особо защитных земель". Однако на самом деле такой перевод обычно санкционируется федеральными органами исполнительной власти, причем в недавнем прошлом, когда за леса Московской области отвечало Федеральное агентство лесного хозяйства, его санкционировал в том числе лично Е.С. Трунов, тогда занимавший должность заместителя руководителя Рослесхоза.

В докладе говорится, что "для контроля выполнения арендаторами лесных участков своих обязательств по обеспечению санитарной безопасности в лесах мы приступили к формированию электронной базы данных всех договоров аренды лесных участков". На самом деле, нынешний Лесной кодекс РФ, действующий с 1 января 2007 года, предусматривает существование так называемого Государственного лесного реестра, представляющего собой "систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках", в который, в числе прочего, должна входить информация "о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам" (то есть, в числе прочего, информация обо всех договорах аренды лесных участках). Если Мособлкомлес только приступил к созданию такой базы данных - это значит, что он уже без малого пять месяцев не выполняет требования статьи 91 Лесного кодекса, а до этого в течение пяти с половиной лет требования этой статьи не выполняли Рослесхоз с Мослесхозом.

В докладе говорится, что "время от обнаружения вредителя до начала рубки составляет 95-115 дней, за это время поражение лесов вредителем успевает принять уже совсем иные масштабы". На самом деле, не менее десяти тысяч гектаров леса, погибшего от массового размножения короеда-типографа, приходится в Подмосковье на очаги усыхания 2009-2011 г.г. - многие из этих очагов уже начали естественным образом распадаться и вываливаться, но сплошные сантрубки в них не проведены. Таким образом, реальное время от заселения лесного участка короедом-типографом до начала рубки может исчисляться годами, и это связано отнюдь не только с длительностью аукционных процедур.

Лесной форум Гринпис России приводит текст доклада (по распространенной на заседании "круглого стола" печатной версии):

"Тезисы доклада Председателя Комитета лесного хозяйства Московской области Е.С. Трунова на "круглом столе" на тему "Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации"

Уважаемые коллеги!

На сегодняшний день массовое усыхание еловых лесов - без преувеличения самая острая проблема лесов Московской области. Поэтому вопросы защиты лесов сейчас актуальны как никогда.

Главная причина такого удручающего состояния лесов - это многолетние жесткие ограничения на все виды рубок леса в зеленых и лесопарковых зонах Подмосковья, и, как следствие, неизбежное старение лесов. На сегодняшний день спелые и перестойные насаждения, наиболее уязвимые для вредителей и болезней, составляют четверть всей площади лесов Подмосковья (416,7 тыс. га). ЕСЛИ ничего не предпринимать, то через 10 лет все они отпадут.

Для недопущения развития вредителей необходимо кардинальное решение вопроса - внесение соответствующих изменений в законодательство, разрешающих проведение в зеленых и лесопарковых зонах выборочных рубок и рубок ухода за лесом: обновления, переформирования и ландшафтных в спелых и перестойных насаждениях.

Коротко о ситуации. По результатам лесопатологического мониторинга насаждения, поврежденные короедом-типографом, выявлены в Московской области на площади 40,2 тыс. га (10 млн. кбм.), из которых 26,1 тыс. га (6,5 млн. кбм.) - очаги вредителя.

На сегодняшний день проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Московской области назначено на площади 16,9 тыс. га, отведено под их проведение 8,4 тыс. га еловых насаждений (2,1 млн. кбм.). В течение 2012 года проведены работы на площади 6448 га (более 1,2 млн. кбм.). С октября по настоящее время обследовано 3884 га короедников, отведено - 4025 га, заготовлено 94,9 тыс. кбм. древесины.

Всего же в 2012-2014 годах запланированы обследования на площади 52,4 тыс. га, из них в 2012 году -12 тыс. га.

Комитетом лесного хозяйства Московской области сейчас проводится работа по оздоровлению лесов области. Сделано следующее.

Во-первых, созданы учреждения - "Центрлесхоз" и "Мособллес", собственная лесопатологическая служба.

Во-вторых, определены источники и объемы финансирования. Планируется закупка техники через лизинг.

Для контроля выполнения арендаторами лесных участков своих обязательств по обеспечению санитарной безопасности в лесах мы приступили к формированию электронной базы данных всех договоров аренды лесных участков.

Сформирован первый эшелон лесозаготовительных предприятий и организаций, которые планируется привлечь к проведению санитарных рубок на территории области. Всего насчитывается около 50 таких организаций, из них 8 крупные.

Подготовлен реестр лесных участков для проведения лесопатологического обследования с целью назначения санитарных рубок и реестр первоочередных участков для проведения санитарных рубок на территории Клинского, Истринского, Звенигородского и Учебно-опытного лесничеств (площадь участков - 1024,1 га, объем рубок - 289,3 тыс. кбм.).

Проработаны вопросы поставки древесины, поврежденной короедом, на перерабатывающие предприятия области в объеме 400 тыс.кбм.

Обеспечено подписание трехстороннего соглашения между Правительством области, Компанией "Русский Биоуголь" и ОАО "Внешэкономбанк", предусматривающее строительство 7 заводов по производству пеллет второго поколения и переработку 1 млн.кбм. низкосортной древесины в год (предварительно определены под строительство Можайский, Клинский, Наро-Фоминский, Коломенский, Волоколамский, Павлово-Посадский, Рузский муниципальные районы).

Совместно с Министерством энергетики Московской области прорабатываются вопросы размещения дополнительно трех заводов по производству пеллет.

Разработан и утвержден план проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесном фонде, направленных на борьбу с короедом-типографом на 2012-2015 годы

Вместе с тем, проведение первых мероприятий выявило ряд причин, крайне сдерживающих организацию и проведение санитарных рубок в необходимых объемах.

На недавнем совещании по вопросу санитарного состояния лесов Подмосковья, состоявшемся в Егорьевске 31 октября под председательством Губернатора Московской области, большая часть проблемных вопросов уже поднималась. Был дан ряд поручений, касающихся как организационных вопросов, так и законодательных изменений.

Коротко остановлюсь на основных вопросах.

Во-первых, оперативность проведения санитарно-оздоровительных мероприятий существенно сдерживается затянутостью процедуры заключения госконтрактов через аукционы. Время от обнаружения вредителя до начала рубки составляет 95 - 115 дней, за это время поражение лесов вредителем успевает принять уже совсем иные масштабы

В случае Московской области, учитывая важность вопроса, для проведения работ в возможно короткие сроки мы постарались сделать все возможное для принятия нестандартного решения об определении ГАУ МО "Центрлесхоз" единственным поставщиком услуг по проведению санитарных рубок в лесах области. Но это частность, необходимо общее решение вопроса на федеральном уровне по сокращению тем или иным способом временного промежутка от обнаружения вредителя до начала рубки.

Еще один негативный момент - это невозможность определить потенциальных исполнителей санитарных рубок и их техническую оснащенность, в результате чего на аукционах выигрывают "фирмы-однодневки" без необходимых кадров и техники, сбивая цену профессиональным компаниям.

Мы понимаем важность развития конкуренции, необходимость поддержки развития субъектов малого бизнеса и ни в коем случае не призываем отменить 94-ФЗ. Однако, нельзя не согласиться, что в выполнении лесохозяйственных мероприятий все же должны участвовать квалифицированные организации, обладающие соответствующим опытом и располагающие необходимой материально-технической базой. Для обеспечения надлежащего качества работ по защите и воспроизводству лесов весь комплекс работ должен выполняться одним исполнителем, и здесь, как первый этап, представляется целесообразным заключение госконтрактов на трехлетний период, чтобы цикл работ по санитарным рубкам и рубкам ухода завершался лесовосстановительными работами. Думаю, такой серьезный и комплексный подход позволит отсеять желающих по-быстрому получить денег, не возлагая на себя при этом серьезных обязательств. А в перспективе важно обеспечить возможность заключения единых госконтрактов по защите и воспроизводству на весь период лесовосстановления, который составляет 7-8 лет (для ели и сосны).

Во-вторых, в защитных лесах (а в Московской области земли лесного фонда на 100% относятся к защитным), как известно, запрещено применение химических и биологических способов борьбы с болезнями и вредителями лесов. Цель такого запрета вполне понятна, однако биологические препараты в ряде случаев незаменимы и могут быть при этом щадящими по отношению к окружающей среде. То есть применение биологических препаратов могло бы стать хорошим дополнением к проведению санитарных рубок, позволить реализовать комплексный подход к борьбе с вредителем. Мы рассматриваем не только возможность обработки инсектицидами штабелей заражённой древесины, но и другие варианты их использования. Соответствующие поправки в федеральном законодательстве могли бы помимо прочего стимулировать разработку таких биологических препаратов и технологий обработки древесины, поддержать науку. Но еще раз повторюсь, решение такое должно быть принято на федеральном уровне, пока в вопросе применения биологических препаратов у нас связаны руки.

Следующая проблема уже напрямую относится к лесовосстановительным работам, следующим за санитарными рубками.

В настоящее время в Московской области не выращивается посадочный материал с закрытой корневой системой, что не позволяет создавать лесные культуры надлежащего качества в течение летнего периода. Посадочный материал завозится из Нижегородской области и Республики Татарстан.

Мы намерены построить собственный лесной селекционно-семеноводческий центр в Щелковском муниципальном районе для обеспечения посадочным материалом лесничеств Московской области в объеме 9 млн.шт. в год. На строительство лесного селекционно-семеноводческого центра уже предусмотрены 600 млн. рублей из бюджета Московской области.

Однако хоть номинально лесные питомники и находятся в субъектах Российской Федерации, в то же время полномочия и финансирование для ведения лесного семеноводства в регионы не переданы. То есть фактически мы не имеем права тратить субвенции на сбор шишек и семеноводство. А ведь по логике именно субъект должен хранить резерв посадочного материала, передавать его подрядчикам. Это серьезная проблема, решить которую можно лишь внесением изменений в федеральное законодательствов части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по ведению лесного семеноводства. Здесь очень важна поддержка и понимание федеральных органов власти.

И в заключение, говоря о защите лесов в более широком смысле. Сейчас происходит практически неконтролируемый перевод лесных земель в земли населенных пунктов, который производится без участия Правительства Российской Федерации, что не обеспечивает реализацию принципа сохранения особо защитных земель. То есть налицо двойные стандарты, при таких строгих правилах использования лесных земель для инфраструктурного развития, мы видим абсолютную лояльность в отношении включения их в границы населенных пунктов, что неизбежно порождает ряд злоупотреблений. И здесь крайне необходимо принятие решения на федеральном уровне.

Спасибо за внимание, доклад закончил."

Источник: www.wood.ru , www.forestforum.ru

Карта сайта
«© 2012-2015 Компания "ПОЛЕСЬЕ"»